«Бесплатных парковок в Амстердаме нет, - заботливо инструктировал меня перед поездкой в Амстердам наш креативный редактор. - Не бросайте машину где попало. Это вам не Минск, «краба» повесят – и все дела. Цена вопроса, чтобы его снять, – от 100 евро. Забирайте все из машины, чтобы на виду ничего не было, - разобьют стекло. И помните: любой «косяк» в Европе («косяк» в смысле поломка или непредвиденные обстоятельства, которые могут заставить отклониться от намеченного плана) – это дополнительные и весьма расточительные траты».
Его слова стучали пульсом в моей голове. Что ж это за город такой, где так не любят приезжих?!
Навигатор завел нас точно по указанному адресу, где проживала семья, которая должна была приютить нас на несколько дней, пока мы будем изучать Амстердам. Но двери нам никто не открыл. По телефону Борис, глава семьи и наш земляк, сказал, что через минут пять подъедет.
Было интересно, на чем подъедет Борис. К нашему удивлению, они с женой приехали… на велосипедах. Тогда Борис сказал фразу, в истинности которой мы убедились в тот же день: «До любой точки Амстердама на велосипеде добираться проще и быстрее, чем на машине».
Есть данные, что после столицы Китая по количеству велосипедистов «на душу населения» сразу же идет Амстердам. Признаюсь честно: такого количества двухколесного транспорта, сконцентрированного в одном месте, лично я никогда еще не видела. Велосипеды здесь повсюду, где их только можно «привязать». Плавая по каналам, мы даже видели целый трехуровневый паркинг, занятый велосипедами.
Пока в Беларуси популяризируют велосипед как экологичный вид транспорта и ведут неравный бой с властями различного уровня за велодорожки, в Амстердаме бешеные велосипедисты носятся как угорелые. Что же такого сделал Амстердам, чтобы его жители отказались от личного транспорта?
Формула оказалась проста: бензин по 1,6 € за литр + отсутствие бесплатных парковок (в среднем припарковаться в Амстердаме стоит 5 € за час) + налог на автомобили (несколько сотен евро в год) + временные потери при движении на автомобиле (на велосипеде передвигаться по городу реально быстрее). И всё! Никаких тебе показательных акций, никаких пропагандистских мероприятий. Самый сильный аргумент – это удар по карману. Забота об экологии, как мне показалось, довод второстепенный.
Поездка по Амстердаму на автомобиле для неподготовленного водителя (особенно белорусского) может стать стрессом. Тесные улицы, разрезанные трамвайными путями, с велосипедными дорожками вдоль проезжей части, на которых все желающие велосипедисты не умещаются, плюс скутеристы, плюс огромное количество светофоров и дуром прущие люди, хаотически снующие туда-сюда… Вот и еще один повод отказаться от автомобиля, потому что поездка становится медленной и очень нервной.
Обратите внимание на то, что велодорожка проходит справа от притротуарной парковки. А теперь представьте, как по оставшемуся кусочку дороги ехать водителю в час пик, когда велосипедисты не умещаются на ней
Быть велосипедистом в Амстердаме хорошо еще и потому, что они имеют преимущество движения. И это преимущество используют по полной. Чуть только пешеход зазевался, чтобы полюбоваться архитектурой, ему обязательно начнут трезвонить в спину, а если не успет отпрыгнуть, то могут и проехать по ногам. Но при этом никто не орет ему вслед, что он нехороший человек и не видит куда идет. А вот это не по-русски.
К слову, в Амстердаме кражи велосипедов – обычное дело. Стоит оставить его в городе на ночь, как утром можно получить только раму. Воруют сильно. Отношение к велосипеду как к частной собственности, которую нужно уважать, как мне показалось, в Амстердаме отсутствует. По ним может проехать машина, их могут сбросить в канал и разобрать по деталям. Поэтому большинство велосипедов похожи на найденные на свалке – их по крайней мере не жалко.
Новый велосипед стоит денег. Некоторые экземпляры даже стоят как новый скутер (к сожалению фотография, на которой запечатлен велосипед за 1790 евро, пала в неравном бою с "глюками" фотоаппарата)
Противоугонные устройства просты донельзя: как правило, это обычная цепь в тканевом кожухе, которая защелкивается при помощи замка. Не совсем эстетично, зато не перекусят. Таким образом некоторые скутеристы даже «привязывают» к агрегату вещи, которые неохота таскать с собой.
Автомобильное движение в Амстердаме – отдельный разговор. Во-первых, в моей голове с первых же дней развенчался миф о том, что европейцы ездят на малолитражках. Европейцы, как и белорусы, ездят на том, что могут себе позволить. Но вот внедорожников и вправду немного – на них очень высокий налог, а смысла от владения таким автомобилем маловато.
Стоит отметить, что амстердамцы ценят предметы старины и любят на них кататься. В городе очень много раритетных автомобилей. Причем они не просто стоят – на них ездят. Как объяснил Борис, старинные автомобили не облагаются налогом, кое-кто этим пользуется.
В целом впечатления от Амстердама и его внутреннего уклада разрозненные. Это контрастный город, где рядом с бутиком Tiffanу может отдыхать вот такой джентльмен.
А что такого? Свободная страна!
Где за рубашками по 800€...
...могут приехать на старом «жуке».
В общем, поезжайте в Амстердам! После этого города Минск покажется вам тихой гаванью, практически без движения. Поезжайте в Амстердам. Только оставьте где-нибудь подальше машину и пересядьте на велосипед: так и быстрее, и экономичнее, и город посмотреть можно.
P.S. Стоит подумать о поездке в Голландию, если ваша машина на газу. Этот вид топлива хоть и самый дешевый, но на заправках могут возникнуть проблемы. Все АЗС, которые нам довелось посетить в Амстердаме, приспособлены под голландское газовое оборудование, переходника для других систем там не было. Пришлось ездить на дорогом голландском бензине :(
Елена ШЕМЕТ
ABW.BY
Фото автора