В природе нет "секретов", а есть лишь та или иная степень нашего невежества.
"Секреты" же придумали недоучки, чтобы держать людей в повиновении и страхе.
Отказ от личного автомобиля в пользу так называемых услуг каршеринга — уже реальность для крупных мировых мегаполисов. Этот способ передвижения стирает грань между личными и общественными автомобилями и может помочь городам спастись от транспортного коллапса
Зачем, живя в большом городе, иметь собственный автомобиль, особенно если пользуешься им лишь пару раз в неделю? Ведь можно создать некое сообщество и брать машины взаймы друг у друга. Основываясь на этих коммунистических идеях, в мире сейчас стремительно развивается такое явление, как каршеринг (car sharing, совместное владение автомобилем).
Первые подобные коммуны появились в Европе еще в конце 1940-х. Однако настоящий расцвет каршеринг переживает последние несколько лет, во многом благодаря интернету и развитию информационных технологий. По оценкам исследовательской компании Frost & Sullivan, если в прошлом году в мире насчитывалось 2,3 млн участников каршеринга, то в текущем году их число увеличится на 40%, а к 2020-му более чем в 10 раз — до 26 млн человек (см. график 1). Сегодня больше всего пользователей этих услуг насчитывается в Северной Америке (1,12 млн), далее идет Европа (0,94 млн) и Азиатско-Тихоокеанский регион (0,28 млн).
Автомобильный коммунизм
Принципиально каршеринг делится на два основных типа. Первый — люди обмениваются автомобилями между собой. На Западе такой принцип назвали Р2Р — person-to-person или peer-to-peer («человек — человеку»).
В разных странах мира появляется все больше интернет-сервисов P2P, которые предлагают автовладельцам вступать в сообщества, где можно на короткий срок сдавать свой автомобиль любому желающему. Например, в Северной Америке сейчас наиболее популярны компании Getaround, Relayrides, Wheelz; в Европе активно развиваются Whipcar, Voiturelib, Tamyca; в Азии — Drivemycar, CaFoRe (см. таблицу 2).
Система работает следующим образом: желающие сдать свой автомобиль в аренду и потенциальные арендаторы регистрируются на портале. Последние вводят в поисковой системе город, время и тип желаемого автомобиля, после чего информационная система показывает им список доступных автомобилей. Арендатор напрямую через сайт связывается с арендодателем, договаривается, где можно забрать автомобиль, производит оплату.
Роль портала как посредника заключается в том, что он выступает гарантом добросовестности участников сделки — сторонам он высылает на подпись договор аренды, где арендатор, в частности, обязуется вернуть автомобиль в целости и сохранности.
Выгода от такой сделки обоюдная. С одной стороны, аренда автомобиля в таком клубе порой кратно дешевле, чем в специализированных прокатных конторах. С другой — люди, которые не часто пользуются своим автомобилем, могут хорошо подзаработать. «У меня собственный автомобиль с 2005 года, но в силу моего рабочего графика сейчас я им пользуюсь только один или два раза в неделю, — пишет в своем блоге активистка движения за совместное использование автомобилей американка Кэтрин Ринди. — Я начала использовать модель каршеринга в 2010 году, в общей сложности мой автомобиль заимствовали более 250 раз, я заработала на этом около 10 тыс. долларов — это примерно равно его рыночной стоимости. Так что с финансовой точки зрения мне выгодно иметь машину, изредка ее использовать, а все оставшееся время сдавать в аренду».
Совместное использование автомобилей — одно из проявлений идеи совместного использования различных вещей, которая обретает всю большую популярность в современном постиндустриальном мире. В последнее время у экономистов даже появился термин «экономика современного потребления», которая сейчас переживает настоящий бум. Помимо совместного использования автомобилей набирает обороты сдача в аренду своих домов или комнат (международный сервис Airbnb), развиваются услуги «народных такси», когда люди за умеренную плату предлагают подвозить других людей, например попутчиков, в другой город (Lyft, SideCar, Uber, Weeels). Экономисты считают, что идея совместного использования будет все больше проникать во все сферы жизни: уже имеют немало поклонников такие нишевые сервисы, как совместное использование моторных лодок (Boatbound) или совместный выгул собак (DogVacay).
Динамично растет и число пользователей услуг P2P-каршеринга: как уже отмечалось выше, в текущем году компания Frost & Sullivan прогнозирует рост числа пользователей этих услуг на 30%. Здесь как минимум каждый месяц появляется новый заметный игрок (например, в Австралии недавно был запущен крупный проект под названием Car Next Door).
Однако все же Р2Р сейчас не является определяющим типом каршеринга. По данным Frost & Sullivan, сейчас в мире подобными услугами пользуются только порядка четверти миллиона человек (большинство из них в Европе, см. таблицу 2), то есть примерно чуть больше одной десятой всех пользователей услуг каршеринга. Основным же типом совместного владения автомобилем сейчас стал чисто коммерческий каршеринг — услуги краткосрочной аренды, созданные на основе принадлежащего определенной компании автомобильного парка.
Коммерческий подход
Коммерческий каршеринг — это уже не коммуна, а набирающий во всем мире обороты тип бизнеса. От классической аренды он отличается тем, что автомобиль берется в краткосрочную аренду — можно на час или даже на полчасика, и сделать это гораздо проще, чем в большой прокатной автомобильной компании. Ну а термином «каршеринг» такой тип услуг называть справедливо, потому что его пользователи тоже вступают в некий клуб, в котором в любой момент взять могут автомобиль в краткосрочную аренду.
Благодаря применению современных информационных систем пользоваться услугами компаний такого типа очень удобно. Для этого изначально нужно лишь один раз прийти в офис арендодателя. Здесь у клиента возьмут копию водительских прав, возможно, еще паспорта, дадут подписать бумаги о согласии соблюдать правила аренды, попросят подтвердить свою кредитоспособность с помощью банковской карточки.
После этого в офис уже ходить не нужно. Клиент получает клубную электронную карточку (или специальный электронный код). Имея ее, он может без дополнительного оформления подойти к любому автомобилю сети, которые располагаются на одной из многочисленных раскиданных по городу стоянок.
Проводим карточкой у двери машины (вводим электронный код), дверь открывается, и в этот момент включается счетчик. Внутри машины есть навигатор, где обозначены ближайшие парковки компании. Доезжаем, допустим, с окраины города до его центра, паркуем машину на специализированной стоянке (то, что она есть в центре, — еще один несомненный плюс для многих мегаполисов), закрываем дверь, проводим карточкой — и с вашего счета списывается сумма за аренду автомобиля, скажем, за 31 минуту.
Вообще, оснащенность современными технологическими решениями — конек современных каршеринговых компаний. Например, они предлагают своим клиентам различные программы для смартфонов, используя которые человек может быстро узнать, есть ли на той или иной стоянке свободный автомобиль, и тут же его забронировать.
Весьма разнообразны и варианты оплаты. Она может быть поминутной, почасовой (например, в Барселоне или Париже расценки стартуют с 4–7 евро в час), есть тарифы на определенное количество часов в течение месяца или года (например, ежемесячный платеж в размере 40 евро позволяет пользоваться машиной в течение восьми часов).
Число специализированных каршеринговых компаний в мире исчисляется уже сотнями. Например, только в Германии их 130 (см. таблицу 3). Динамично развивается такой вид услуг в Италии, Испании, Великобритании.
Бум на каршеринг переживают и США, где этот бизнес уже широко распространен во всех крупных городах. В частности, именно в США находится нынешний мировой лидер каршерингового рынка — ZipCar. Основанная в 2000 году, сейчас эта компания имеет около 800 тыс. постоянных клиентов, а ее автопарк насчитывает около 10 тыс. автомобилей, причем ZipCar уже выходит на рынки Канады, Великобритании, Испании, Австрии.
Интересно, что в последнее время освоить сегмент каршеринга пытаются и традиционные акулы автомобильного проката. В середине марта громким событием стало завершении сделки по поглощению компании ZipCar мировым гигантом Avis Budget Group, который выложил за это приобретение полмиллиарда долларов.
Вообще, как отмечают аналитики Frost & Sullivan, в ближайшее время все больше компаний из различных сфер бизнеса начинают участвовать в развитии услуг каршеринга. Помимо чистых стартапов (например, Mobility, Greenwheels, Stadtmobil) и, как уже упоминалось, гигантов автомобильного проката (Avis, Interprise, Hertz), в каршеринговый бизнес начинают входить, например, лизинговые компании (ALD, LeasePlan, ING Lease), компании, занятые развитием общественного транспорта (Swiss National Railway, Brussels STIB и др.). Наконец, примечательно, что этот бизнес начинают развивать и производители автомобилей. За последние полтора-два года многие из них запустили собственные каршеринговые предприятия — например, Daimler вывел на рынок свою компанию Car2Go, BMW — DriveNow, Volkswagen — Quicar. Пришли в каршеринговый бизнес и такие автогиганты, как PSA, Renault, Ford, Toyota.
Для автопроизводителей это выгодная рыночная ниша и хорошая возможность продемонстрировать свои новейшие технологии. Ведь сейчас существенная доля автомобильного каршерингового парка — это самые современные электромобили (в некоторых странах их доля достигает более четверти всего парка, см. таблицу 3), которые очень хорошо подходят как раз для небольших поездок по городу — они не загрязняют окружающую среду и не требуют топлива. Более того, некоторые автопроизводители создают модели специально для услуг каршеринга. Например, на последнем Женевском автосалоне Toyota представила новую модель городского электромобиля i-Road. Эта трехколесная машинка может проезжать от одной зарядки 20 км и развивать скорость до 45 км/ч. Основное преимущество использования такого автомобиля в городе — его компактность: на одном стандартном парковочном месте могут разместиться четыре таких автомобиля. Сейчас Toyota ориентирует выпуск i-Road именно на бизнес каршеринга. «В следующем году Toyota начинает совместный проект каршеринга во французском Гренобле, туда мы собираемся поставить первую экспериментальную партию из 70 новых i-Road, — говорит Дидье Леруа, директор Toyota Motor Europe. — На примере этого проекта мы хотим отработать систему каршеринга и, возможно, потом копировать ее в других европейских городах».
Пробкам — нет
Специалисты по современному развитию городов и жители мегаполисов воспринимают движение каршеринга с энтузиазмом. Владеть личным автомобилем в большом городе становится все менее удобно и выгодно. Огромные пробки, увеличение налогов и платы за парковочные места делает весьма привлекательным членство в клубе по совместному использованию автомобилей. Для мегаполиса же это явление может стать действенным инструментом разгрузки транспортной системы — ведь один автомобиль может обслуживать 10–15 человек, а значит, автопарк в крупных городах может не только перестать расти, но и начать сокращаться. Ну а тот факт, что в каршеринге широко применяются экологичные электромобили, — безусловное благо для города.
Осознав все преимущества, власти многих городов начали поддерживать этот бизнес. Например, во Франции, Италии, Швейцарии муниципальные власти выделяют парковочные места. В некоторых случаях принимается решение, что автомобили каршеринга имеют право ездить по полосам, выделенным для общественного транспорта.
Что касается России, то пока заметных проектов каршеринга у нас нет, однако это не значит, что в будущем такая форма владения транспорта не могла бы развиваться в российских мегаполисах.
«Согласно прогнозам к 2025 году в мире будет насчитываться порядка 35 мегагородов, среди которых и Москва. Это значит, что предпосылки и условия для развития движения каршеринга в России, безусловно, есть, — говорит Вишвас Шанкар, старший консультант компании Frost & Sullivan. — В целом же для развития каршеринга в любой стране необходимо решить три основные задачи. Первая — его интеграция с существующими участниками дорожной системы города и общественным транспортом. Вторая — активная поддержка со стороны городской администрации, выраженная, например, в предоставлении льготных или бесплатных парковочных мест, возможность использования выделенной полосы общественного транспорта. И наконец, третья — надо активно работать с населением, разъясняя преимущества каршеринга».
Хотя, конечно, в отношении будущего каршеринга в России есть много сомнений, связанных, например, с тем, насколько бережно клиенты будут использовать общие автомобили. Да и вообще у российских граждан очень сильны собственнические чувства. «В настоящий момент в России для большинства граждан автомобиль — это средство подтверждения определенного статуса его владельца, — говорит Руслан Найманов, генеральный директор компании "Система оперативного лизинга транспорта”. — Поэтому наши граждане пока не готовы отказаться от единоличного владения автомобилем. Плюс законодательная база, правоприменительная практика, существующая дорожная сеть и инфраструктура пока еще не создают комфортных условий для развития подобной услуги в широких масштабах, даже в мегаполисах».